Мед и медовый спас

мед

Первый спас – народно-традиционный праздник. Он празднуется в начале августа (14 августа по новому стилю). Этот день посвящен нескольким христианским святыням, в том числе памяти семьи святых мучеников Маккавеев. Со временем эта фамилия стала на слух ассоциироваться с маком, поэтому у западных славян традиционные праздничные блюда готовят с большим содержанием мака. В восточных православных регионах этот праздник посвящен большей частью меду.

Первый спас и мед

Другое название этого дня – Спас на воде, потому что в этот день производилось малое водосвятие. А еще по времени этот праздник совпадает с созреванием овощей и началом выемки меда из ульев, поэтому в народе распространено название Медовый спас.

К этому моменту соты уже заполнены, и дальнейшее содержание их в ульях в запечатанном виде у пчеловодов считается нецелесообразным и даже вредным. Поэтому на обряд водосвятия стали приносить и свежевыкачанный мед. Со временем этот обычай широко распространился. Сладкий мед и блюда на его основе — прекрасная ассоциация с праздником. Кроме того, считалось, что и без того полезный продукт после освящения приобретает чудодейственные свойства. С этого дня разрешалось употреблять в пищу этот продукт пчеловодства.

Обряды медового спаса

В этот день с утра выбирался самый богатый улей. Он осенялся крестным знамением, из него изымались соты, часть их несли к обедне в церковь. Священник освящал новый мед, в церкви оставляли «попову долю». Свою часть меда получали нищие на паперти. Потом пасечник возвращался к ульям, где его уже ждали дети. Каждый из них получал немного сот.

В этот праздник ели не только мед в чистом виде или с хлебом. Хорошей традицией стало печь блины, а также сладкие пироги на основе меда. Часто делали медовые пряники или орехи с медом. Из продукта пчеловодства делали безалкогольные напитки. Также в этот день можно было пить алкогольные напитки, сделанные из меда прошлогоднего сбора.

Современные традиции

Сейчас Медовый спас широко отмечается в православном мире, хотя в церковном календаре такой праздник отсутствует. В этот день священнослужители облачаются в особую одежду фиолетового цвета, и богослужение посвящается особым христианским святыням. В центр храма выносят крест, что делается нечасто. Но народное название прижилось, и многие верующие не находят в этом ничего плохого.

С этого праздника начинается достаточно суровый Успенский пост. В течение двух недель пища животного происхождения будет запрещена к употреблению. Но жесткость этого правила компенсируется началом сбора нового урожая, и становится возможным употреблять растительную еду в широком ассортименте. Особое удовольствие – возможность есть мед и сладости на его основе.

В этот день православные поздравляют друг друга, но специальной формы поздравления нет (в отличие от пасхального «Христос Воскресе»). Верующие делятся с родственниками, друзьями и просто с посторонними людьми сладостями, постными блинами с медом, а также выпечкой с маком. Но не стоит злоупотреблять этим полезным продуктом – при неумеренном употреблении он может нанести вред.

Через пять дней после медового спаса в церковь можно нести на освящение фрукты (они к тому моменту созревали), а в конце августа – пшеницу и орехи. Обычай освящать урожай пошел с дохристианских времен, а со временем он переродился в христианский обряд. Но сакральный языческий смысл частично остался в виде благодарности Богу за хороший урожай. Но глубинная суть праздника – связь прошлого с настоящим, изучение истории, понимание значения событий, произошедших ранее и их влияние на настоящее и будущее.