Домовые в нашей жизни

Домовые в нашей жизни

Мало кто сегодня верит в домовых… А ведь в старину они считались неотъемлемой частью жизни людей, особенно в сельской местности.

Невидимые «хозяева»

«Без домового как без хозяина!» – говорили крестьяне. Домовых так и величали – «хозяевами». Считалось, что от них зависит благополучие жилища. Жили эти домашние духи, как правило, за печкой или под ней, иногда в печной трубе, а то в погребе или на чердаке.

По поверью, домового можно было позвать с собой, переезжая на новое место, чтобы он и там охранял дом. Для этого проводили особые ритуалы. Произнося заговоры, «перевозили» домового в горшке или лапте или «сажали» его на лопату или веник.

Но иногда хозяева забывали о домовом и он оставался в старом доме. Мог он остаться там и специально, например, обидевшись на людей за то, что не отнеслись к нему с должным уважением, зовя с собой. Однако без людей домовому становилось плохо, он тосковал и даже мог умереть.

Если кто-то попадал в заброшенное жилище, где оставался домовой, то последний часто начинал куролесить – кидал вещи, не давал спать по ночам.

Существует легенда-быль об одиноком путнике, который увидел с дороги горящий дом и побежал к нему. Когда он подбегал к дому, навстречу ему показался невысокий старичок, причитавший: «Не найти мне дома лучше этого!» Видимо, это был домовой.

Рассказывали, что как-то от сильного пожара в одной из российских областей сгорела целая деревня. После этого каждую ночь с пепелищ раздавался громкий плач – это рыдали оставшиеся без крыши домовые. Пришлось крестьянам построить для духов шалаши и, разложив возле них хлеб-соль, пригласить туда «хозяев». Плач по ночам сразу же прекратился.

Домовым часто приписывали «человеческие» свойства. Так, поверья гласят, что домовые могли иметь семью, а также общаться с другими домовыми, даже ходить к ним в гости. Время от времени они устраивали «вечеринки», выбирая для этого заброшенную избу где-нибудь на окраине села или деревни. Если мимо этой избы проходили люди, то слышали, как оттуда доносится топот ног, будто кто-то пляшет, а также крики, похожие на звериные.

По-хорошему и по-плохому…

Люди верили, что домовой заботится о доме, о благополучии тех, кто в нем живет. Он мог помогать и в хозяйстве – например, допрясть за хозяйку пряжу или перебрать крупу, оберегал домашний скот и птицу. Иногда ему случалось невзлюбить какое-нибудь домашнее животное – чаще всего кошку или собаку, и тогда им приходилось несладко – домовой не давал им покоя – выдергивал шерсть, мог даже вышвырнуть из дома или со двора…

Людей же домовой любил «воспитывать». Ему не нравилось, когда хозяева ссорились, кричали друг на друга, недолюбливал он лодырей и нерях… По ночам душил их, дергал их за волосы, обливал водой, щипал и сталкивал с кровати. Если же его «предупреждениям» не внимали, он мог наносить вред хозяйству, ломать и портить вещи, мучить скотину. Если же домашнего духа все устраивало, он мог и расчесывать хозяевам волосы во сне, и гладить их по ночам мохнатой лапой, а порой можно было услышать его смех.

Существовали определенные приметы и суеверия, связанные с домовыми. Так, запрещалось заниматься работой по ночам, а также сквернословить в доме и хлеву.

Если людям удавалось завоевать благосклонность домового, то он мог даже предупреждать их о грозящей им опасности. Например, если кому-то из домочадцев угрожали тяжелая болезнь или смерть, дух принимался по ночам стонать и плакать.

Если хозяину угрожало разорение, то домовой являлся ему голым, а если предстояло судебное разбирательство – стучал по крыше заслонкой трубы. При пожаре он будил людей, громко зовя их по именам, а порой даже помогал выбраться из огня.

«Задабривание» и «изгнание»

Чтобы задобрить домового, ему оставляли подношения. Обычно ставили в укромном уголке какое-нибудь кушанье, оставляли нюхательный табак или «подарки» в виде ярких цветных лоскутьев.

Если, несмотря на «задабривание», домовой вел себя плохо, досаждая людям, хозяйству и домашним животным, чтобы успокоить его, использовали молитву или брань. Если домовой безобразничал в хлеву, туда вводили козла или вешали зеркало. Считалось, что дух их побаивается.

Коль и это не помогало, проводили обряд изгнания домового. Для этого обычно приглашали местного колдуна, который в полночь резал петуха и выпускал его кровь на голик (так звался веник из голых прутьев), читая при этом специальные заговоры. После этого, также с заговорами, колдун подметал окровавленным голиком все углы в доме и во дворе. Средство считалось верным, и вредный домовой после этого обычно покидал дом навсегда.

В наше время все эти суеверия, казалось бы, остались в области фольклора. Но старожилы в деревнях еще помнят, как их родители верили в домовых и соблюдали связанные с ними традиции. Некоторым же доводилось видеть домашних духов своими глазами – чаще всего описывают их как маленьких бородатых старичков или пушистых животных, похожих на кошку.

Возможно, домовые обитают не только в избах, но в городских квартирах. И именно с ними следует связывать явления так называемого полтергейста– странные звуки, двигающиеся сами собой или пропадающие вещи, а то и голоса, которые иногда слышатся людям. Если все это повторяется слишком часто, то не помешает приготовить для домового подарки и угощение!

Источник